Владимир Моисеевич Изюменко (1936 – 2003)

Владимир Моисеевич Изюменко (1936 – 2003)

Статья подготовлена для книги, посвященной 65-летнему юбилею
Нижегородской государственной консерватории (академии) им.М.И.Глинки.

Выпускник Горьковской хоровой капеллы, Горьковской государственной консерватории, Заслуженный работник культуры России, доцент кафедры хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории, Владимир Моисеевич Изюменко почти половину своей жизни посвятил коллективу другого учебного заведения. В течение 35 лет, до конца своей жизни, с 1968 по 2003 год, Владимир Моисеевич являлся бессменным руководителем Академического хора Горьковского (а затем Нижегородского) государственного университета им. Н.И.Лобачевского.

Он не был основателем хора, но именно при нем и благодаря ему, его труду, его преданности и безграничной любви к своему делу студенческий хор стал тем, чем он является сейчас – Народным коллективом России, лауреатом российских и международных конкурсов. Только ему удавалось держать в своих руках такой непростой коллектив в течение столь длительного времени, на которое выпал и самый непростой период в современной истории страны – 1990-е годы, когда разваливалось буквально все. «Хор был всегда», — говорят нынешние выпускники ННГУ, и в этом заслуга единственного человека. В 2010 году хор Изюменко отпраздновал свое 60-летие.

Поэтому здесь, в стенах Нижегородского государственного университета, как нигде помнят и чтят своего «главного дирижера». Помнят хоровики прошлых лет, помнят корифеи хора, которые начинали петь под его руководством, помнят хормейстеры, которые работали вместе с ним и сохраняют его дело до сих пор, и, конечно, помнит нынешний художественный руководитель и дирижер хора, ученица Владимира Моисеевича, лауреат премии Нижнего Новгорода Лариса Ерыкалова. Именно по их воспоминаниям ярче всего представляется личность этого незаурядного человека.

Нина Соловьева работает хормейстером в хоре Нижегородского университета с 1986 года. Она вспоминает, как благодаря организаторскому таланту Изюменко складывалась жизнь хора в 1980-е годы: «Владимир Моисеевич всегда относился к своему делу очень серьезно, хотя и был большим шутником. Последнее, пожалуй, только привлекало к нему молодежь, а в отношении дела, он изо всех сил старался, чтобы коллектив не стоял на месте. Организовывал выступления, участия в фестивалях, встречи с молодежью. Это было непросто: каждый раз надо было искать средства, договариваться с руководством университета. В 1980-е годы в хоре было всего человек 35, началась перестройка, в стране развал – а коллектив устоял. Хор всегда был, и это целиком его личная заслуга. Никто не мог так организовать самодеятельность, как он. Мы постоянно ездили – Латвия, Киев, Минск… Огромную работу он вел над профессиональным уровнем хора. В 1970 – 80-е хор участвовал в концертах с симфоническим оркестром Горьковской филармонии и камерным оркестром консерватории, исполнял кантату «Москва» П. Чайковского, оперу «Алеко» и кантату «Весна» С. Рахманинова, мессу D-dur В.А. Моцарта, «Stabat mater» Э. Аксмана. Он был противником традиционной самодеятельности под аккомпанемент инструмента, сокращал до минимума количество произведений с сопровождением в репертуаре хора. Это было принципиально, потому что пение a capella развивает слух и ставит хор на более высокий уровень.

Конечно, он был незаурядной личностью, и это привлекало к нему молодежь. Очень открытый, жизнерадостный, с необыкновенным самообладанием, потрясающим чувством юмора. Любил посмеяться и всегда хохотал до упаду. Это сказывалось и на работе с хором. Например, чтобы объяснить характер произведения, придумывал необычайные по сложности ассоциации образы, сочинял собственные забавные словечки…».

Наверное, в этой неординарности и кроется сила, которая притягивает к себе людей и удерживает их на долгое время, заражает любовью к общему делу. В случае с хором ННГУ, этот «личностный заряд», который заложил в свое дело Владимир Моисеевич, стал потенциалом к развитию на долгое время вперед.

Хормейстер Александр Костров по приглашению Владимира Моисеевича работает в хоре с 1998 года: «Удивительный был человек. Помню, первый раз он удивил меня, когда пришел на занятие в консерваторию в спортивном костюме. Я много смеялся. А потом понял, что это вообще большой шутник, и чувство юмора у него необычное – глубокое, «загогулистое», шахматное. Он и правда имел разряд по шахматам, и логика у него была такая, что спорить было бесполезно: останешься неправ в любом случае. Вместе с тем, это был человек, который излучал невероятное спокойствие. Однажды он припарковал машину прямо на Большой Покровской напротив корпуса университета. Естественно, к нему подошел сотрудник ГАИ с претензией, а Владимир Моисеевич ему говорит: «Знаешь, что между нами общего?» – Тот в недоумении. – «Ты с палочкой, и я с палочкой». Вообще, очень благодарен ему за то, что привел меня в университетский хор, что держал этот коллектив столько лет в своих руках, в мысли и в чувстве».

Вспоминает хорист и президент Академического хора ННГУ Александр Шумилов: «Мне нравилась его коммуникабельность. К каждому человеку находил свой подход, любил поговорить. В нем всегда чувствовался педагог. Однажды после поездки мы ехали с ним вместе с вокзала домой на такси. Шофер хотел накинуть цену за поездку, но Владимир Моисеевич посмотрел строго, как на ребенка: «Ну что ты клянчишь!».

«Теперь только я понимаю, почему он так «горел» этим делом», — говорит о своем учителе художественный руководитель Академического хора ННГУ Лариса Ерыкалова. Она ученица Владимира Моисеевича Изюменко не только по классу дирижирования, но постигала все тонкости организации самодеятельного коллектива, работая в хоре ННГУ с первого курса консерватории.

«В моей жизни было два «поворотных» момента, которые напрямую связаны с Владимиром Моисеевичем. Первый связан с нашим знакомством с Владимиром Моисеевичем. Впервые мы встретились на моем государственном экзамене в Дзержинском музыкальном училище. Именно он предложил мне поступать в Нижегородскую консерваторию, хотя я собиралась в другой вуз. Сейчас у меня такое ощущение, что он уже тогда «имел планы» на меня. Он был стратегом и видел ситуацию на три шага вперед. Тогда благодаря ему я поступила в консерваторию на экспериментальный тогда факультет с очно-заочной формой обучения, так что я могла всегда, когда это было нужно, работать с хором университета. Так с 1992 года я стала работать с Владимиром Моисеевичем, занималась хормейстерской и организаторской работой – ходила в общежитие к студентам, обзванивала прогульщиков, собирала всех на репетиции. Он много требовал и во многом контролировал меня, как педагог уделял внимание не только обучению, но и воспитанию, вопросам этики, морали».

Эта требовательность к порядочности и сейчас не легенда в коллективе. Возможно, это один из столпов, на котором строится коллектив, тем более учебный, тем более тот, который перерастает самодеятельность. Всем нынешним хористам известен принцип «Трех «П» — это азы, которые ввел Изюменко: порядочность, преданность, профессионализм. Это качества, которыми можно охарактеризовать его самого и его отношение к хору, к делу своей жизни. Его преданность работе была настолько сильной, что он по-настоящему ревновал свой коллектив по любому малейшему поводу, но вместе с тем он сделал так, чтобы его дело не умерло. И об этом вспоминает Лариса Александровна:

«Второй «поворотной точкой» стали события лета 2003 года. В конце учебного года в мае я приняла решение оставить должность хормейстера в хоре ННГУ, и тогда Владимир Моисеевич спросил: «Если понадобится твоя помощь, ты придешь?». Через полтора месяца после этого разговора его не стало. И я пришла. Потому что не могла не прийти. Все было ново, страшно, поначалу «тряслась» на каждой репетиции: что сказать, что сделать? Сейчас, спустя 8 лет, даже не представляю, как сложилась бы моя жизнь, если бы я тогда не вернулась в хор. Одно знаю точно: мы должны были сохранить его дело. И сейчас мы чтим его память, те традиции, которые он заложил. Сегодня, когда хор стал иметь успех, мы завоевываем престижные награды в России и за рубежом, нас стали замечать на профессиональном уровне, приятнее всего говорить о том, что мой педагог – Владимир Моисеевич Изюменко».

Статью подготовила Анна Комышкова (хорист хора ННГУ)

с участием президента хора — Александра Шумилова,

хормейстеров — Нины Соловьевой, Александра Кострова,

художественного руководителя и дирижера — Ларисы Ерыкаловой.